Юбилейная Мушкарова Яма

Пещера Мушкарова Яма Пещера Мушкарова Яма

Всего две недели назад была поездка в Золушку, а я снова, выходя из дома с рюкзаком, ощутила это волнующее состояние, которое бывает в начале любого путешествия. Обожаю дорогу, путешествия… Когда все происходящее вокруг кардинально отличается от предыдущих происходивших со мной событий. Когда одно место сменяется другим. Когда снова и снова встречаюсь с друзьями. А еще интереснее встречать новых друзей.

На этот раз я ехала в юбилейную 55-ю экспедицию в Мушкарову Яму. Возможно, это совпадение, но именно в этой, 55-й экспедиции, произошло много значимых событий.

Во-первых, с нами поехал легенда украинской спелеологии Валерий Рогожников, который приехал в Украину из США отметить свой 70-летний юбилей. Благодаря Янычу у экспедиции ощущался праздничный характер.

Затем, когда мы приехали, из Алексинской вернулись Серега с Дашей, которым удалось найти продолжение хода, пронырнув сифон.

Не смотря на позднее время приезда в Алексинцы, Артур, Феликс, я и Юля (впервые приехавшая в пещеру) пошли в Мушкарову – очень хотелось в тот же день поздороваться с пещерой, поскольку на следующий день мы планировали идти под землю только после обеда (сначала мы съездили на родник и поднялись на плато, с которого открывается потрясающий вид на село, окружающие его поля и лес, а также красиво извивающуюся речку Серет). Вернулись пол третьего часа ночи и довольные легли спать.

На следующий день, после наземной прогулки, все пошли в пещеру. Во время экскурсии, которая проводилась для Яныча и его спутниц, Грач заметил сильную просадку в районе Эльдорадо.

Рогожников Валерий Янович в п.Мушкарова яма

Поэтому, после небольшого застолья все, кроме гостей и самого Грача, помчались на раскопки. Также во время экскурсии мы встретили Дашу и Серегу, выходивших из моря Доброй Надежды, которые сообщили, что вода еще больше упала и теперь в море Доброй Надежды можно просто плавать – расстояние от поверхности воды до потолка составило сантиметров 50. Это очень обрадовало Игоря и на следующий день была назначена съемка нового зала, а мне отводилась роль помощника, поскольку, кроме Игоря, только у меня была гидра.

Попав в новый зал, нашему восторгу не было предела и не только потому, что мы там были одни из первых (после подводников, естественно). То, что мы увидели, существенно отличалось от того, что рисовали Наседкин и Серега. Сам зал образован несколькими обвалившимися глыбами гипсовой породы (точнее, это глыбы одного массива, рассеченные трещинами). Наверное, и рисунки у подводников получались такие чудные, потому что они заплывали туда вдоль трещин. А на самом деле это оказался довольно просторный зал (таки целое море) метров 15-20 в диаметре с ровным потолком и разной высотой (между глыбами и потолком около метра, а в трещинах лично я до дна не доставала). В дальней части зала имеются две высыпки, которые, надо отметить, не расплылись в воде и которые, по предположению В. Покалюка могли образоваться до того, как это место было затоплено водой. По правой стенке, относительно входа в зал, Игорь обнаружил ход, ведущий наверх, в который я благополучно забралась, пока он снимал зал (мне, как помощнику, ничего кроме исследования, не оставалось делать - такие новые технологии в топосъемке пещер). Только продвинуться далеко не получилось из-за отсутствия подходящего инструмента для расширения хода. Вспомнила Свислу и подумала, что он точно бы туда просочился – снял бы и комбез и гидру (хотя там и раздеваться было негде) и протиснулся бы. Я любовалась ходом – все такое красивое и хрупкое на вид, еще никто не успел испачкать стенки хода своими перчатками… кроме меня – не удержалась и слепила из глины смайлик. Дно хода укрыто светлой глиной, по структуре которой можно судить о том, что это – один (либо даже единственный) из источников, который питает море Доброй Надежды и который в настоящее время сухой. Возможно из-за того, что вода сюда больше не поступает, и падает уровень воды в море. А может быть это и не источник вовсе, а просто переход между соединенными сосудами.

выплываю из моря Доброй Надежды

Надо признаться, эта часть экспедиции меня впечатлила больше всего. Я поняла, что то, чего я больше всего боялась в пещерах – вода, теперь больше всего меня привлекает.

Забавно...

Еще одним из приятных моментов в экспедиции было встретить в пещере ребят из клуба Атлантида (они приехали, что бы встретиться с Янычем, ведь именно Рогожников открыл Атлантиду, которую они теперь исследуют и оберегают), с которыми я познакомилась всего две недели назад, а там показалось, что мы знакомы уже сто лет. Потом также, во время ужина я общалась с Шурой – руководителем Атлантиды, и узнала, что он принимал участие в съемке моей любимой Алексинской (в которую, на этот раз, я сходить не успела и оставила ее посещение на следующий раз) – вот такие сюрпризы.

Интересная получилась экспедиция, насыщенная разнообразными событиями – интересными, теплыми и забавными.