Ноябрьское путешествие

Спуск к пещере Таврская Спуск к пещере Таврская

Второй год подряд в ноябре получается осуществить мультипутешествие в Крым. В прошлом году вместе со спелеошколой КСК мы ездили в тройную экспедицию: Ай-Петри->Мисхорские Гроты->пещера Красная. А в этом году мультитревел оказался не менее насыщенным: Мисхорские гроты->21й Съезд УСА->экспедиция в пещеру Мамут-Чокрак.

Мисхорские гроты - это пещера на плато Ай-Петри, вернее уже небольшая часть некогда огромной пещеры. Дело в том, что много тысяч лет тому назад отвалившийся от скалы останец обнажил огромные внутренние полости пещеры, образовав таким образом огромные гроты, смотрящие на Мисхор.

В прошлом году в Мисхорских гротах стоял (или висел :)) густой туман - мы спускались в белую пустоту - полную противоположность пещеры, куда привыкли спускаться. Думаю, что для первого раза в Мисхорских -  это идеальные условия, все-таки не так страшно. А еще это было незабываемо, когда спустившись ниже карниза полки, где стены грота уходят в массив, оказывалось, что в белоснежном тумане, кроме тебя и веревки ничего нет. В этот раз ощущения были тоже незабываемыми - ясная солнечная погода представила нашему взору всю прелесть ЮБК с вершин Ай-Петри. Впервые в жизни, посмотрев вниз с такой высоты, у меня немного закружилась голова.

После первого 50-метрового спуска в конце полки среди каменного завала находится спуск непосредственно в пещеру. Вглубь массива ведет просторный ход, заканчивающийся крутонаклонным колодцем. Как и в прошлый раз, мы не планировали в него спускаться.

Основной целью был дюльфер в гротах и созерцание открывшегося вида на Мисхор. К тому же нас было достаточно много и небыло желания затягивать спуск до темноты.

После небольшой фотосессии мы спустились по узкому колодцу в очень уютный грот с двумя огромными отверстиями на прекрасные виды ЮБК.

Чаепитие и легкий перекус в таком чудном и уютном месте особо приятные.

А впереди 35-метровый спуск к небольшой полочке, с которой начинается следующий спуск, высота которого зависит от точки приземления. Мы спускались метров на 60-70, чтобы потусоваться в самом большом гроте, затем небольшой спуск 10-20 метров и крутой пеший спуск к лесу.

Прогулку по лесу мы совершили достаточно быстро, не хотелось шариться там в темноте. К тому же, мы собирались посидеть в Ялте в какой-либо кафешке и отметить пивом с чебуреками удачно прошедший день.

Из Ялты же мы отправились в Бахчисарай на XXI Съезд УСА. Для меня это был первый Съезд, при чем в качестве Секретаря УСА. Очень понравилось и место проведения Съезда и как все было организовано. О самом Съезде, думаю, нет смысла что-либо писать, так как есть официальный отчет. Что лично для меня стало самым значимым, о чем хочу упомянуть здесь, это награждение "Почетной Грамотой УСА" за создание и поддержку нового сайта УСА.

Во время Съезда, кроме официальной части, спелеочтений и т.д. также были организованы и различные экскурсии в экскурсионные пещеры. Т.к. везде небыло возможности успеть, я выбрала экскурсию в п.Таврская.

Пещера Таврская расположена в юго-восточном обрыве куэсты внутренней гряды (г. Арман-Кая), обращенном к южной продольной депрессии, в сегменте между консеквентными долинами рек Кача и Бельбек. Вход в пещеру находится в вертикальном обрыве куэсты, в 13 м ниже его бровки и в 7 м выше подножия. Общая длина ходов пещеры Таврской достигает 507 м, вертикальная амплитуда полостей пещеры составляет 13 м, объем – 3000 м3. На сегодняшний день это самая крупная пещера предгорного Крыма.

А.Б. Климчук, Е.И. Тимохина

"Морфогенетический анализ пещеры Таврская (Внутренняя гряда Предгорного Крыма)"

Пещера очень приятная, теплая, сухая. С очень красивыми кальцитовыми натечными образованиями. В выше приведенном источнике также указано, что

Недавняя датировка нескольких сталагмитов показала, что они сформировались в основном в период от 130 до 67 тыс. лет назад (зоны 4 и 5 морской изотопной шкалы; рисс-вюрмский межгляциал), хотя рост отдельных сталагмитов продолжался до 14,3 тыс. лет

Такое чудо сотворила природа.

Не менее красивый вид открывается из входного грота пещеры - крымский лес, переливающийся всеми осенними цветами. Погода снова нас порадовала теплой солнечной погодой.

Здорово, что в мире есть такие изумительно красивые места, попадая в которые насыщаешь жизнь новыми красками, новыми впечатлениями и ощущениями.

Экскурсия в Таврскую стала приятным завершением Съезда в Бахчисарае. А впереди была долгожданная экспедиция в пещеру Мамут-Чокрак. Долгожданная, потому что разговоры и фотографии о Мамуте уже давненько крутились вокруг меня, а еще в начале лета Паша Куприч сказал, что собирается в эту пещеру на топосъемку после Съезда УСА. Я тоже изъявила желание поехать в Мамут-Чокрак.

В марте 2010 года в Крыму была найдена новая пещера-источник в районе Байдарской яйлы, неподалеку от села Кизиловое. Нашел её Илья Турбанов в начале марта 2010 года, вернее обратил внимание на мощный источник. Расход в тот момент был, примерно половина расхода Скельского источника (пещеры Черной). Позже он позвонил нам (Владимир Сорокин, Сергей Кебец, Владимир Клименко) и поделился этой новостью. В начале лета мы поехали на осмотр пещеры. Тогда мы пролезли в колбу высотой не более 80 см и площадью около 5-6 кв м. далее из неё шла щель , которая была завалена глыбами. Обнадеживала сильнейшая тяга воздуха. Так как это был, больше прогулочный выход, решено было, в ближайшее время, вернутся и попробовать прорваться сквозь этот глыбовый навал. Рассмотрев топонимическую карту Белянского, увидели что этот источник называется Мамут Чокрак, в дальнейшем было принято решение назвать пещеру, одноименно источнику.

И так, 3 июля 2010 года, мы все таки решились проникнуть в пещеру. Разобрав серьезный глыбовый завал, нам удалось проникнуть в полость (Сергей Голиков, Василий Салазко, Владимир Сорокин, Илья Турбанов, Владимир Клименко, Сергей Кебец).

В результате первого поисково-разведочного выхода, было пройдено около 400 м галерей, Были открыты два достаточно крупных зала Мышиный и Скельский. Мышиный назван по причудливым натечным образованиям в форме летучей мыши. Скельский – по натечному убранству, похожему на п. Скельская.

Сергей Кебец, спелеоклуб "Зеленые камнееды"

Пещера Мамут-Чокрак - история открытия и исследования

Главной целью экспедиции была топосъемка новооткрытых районов, которые находятся на значительном расстоянии от входа и транспортировка к которым довольно трудоемкая, что привело к решению организовать ПБЛ (подземный базовый лагерь). Для большинства участников экспедиции, и для меня в том числе, это должен был быть первый опыт жизни в ПБЛе. А тот факт, что пещера в зимний период практически полностью затапливается, очень "обнадеживал" :)

Состав экспедиции по-настоящему междугородний: Севастополь (Илья Турбанов, Сережа Кебец, Света Богданенко и Тема Федорчук), Феодосия (Оля Лебедева и Назар Мозоль), Черновцы (Паша Куприч, Оля Горбачева, Игорь Гуц), Кишинев (Рома Чеботарь) и Киев (я). Одев чистенькие разноцветные комбезы и упаковав чистенькие и тоже разноцветные трансы (которых оказалось по 2-3 штуки на каждого), фоткаемся на память и вперед!

Пещера встречает приятной прохладой, узким входным меандром... Поскольку ползать сразу с тремя трансами не очень удобно, мы расползаемся цепочкой и по очереди передаем трансы. Затем снова перестраиваемся и снова передаем... Короче, так до самого ПБЛа :) Дружной компанией горки из 29 трансов перемещаются по пещере. Какое-то время они еще остаются такими же разноцветными и веселыми в отличие от нас - мы уже начинаем украшаться такой привычной и уже любимой пещерной глиной. В сплошном движении нашего потока я как-то и забыла, что Мамут-Чокрак - красивейшая пещера (ну, исходя из тех фото, что я видела), пока мы только ползем, ползем и ползем. Доползли до какого-то чудного места, где Илья и Сережа предложили передохнуть и сходить в Скельский зал. Вот открылась и первая красота пещеры и первый большой объем (может и не первый, но мне так с первого раза запомнилось).

Затем мы построились дальше через зал Летучих мышей и Мышиный ход. Красота неимоверная: два сталактита, похожих на спящих летучих мышек (вообще-то, сталактитов очень-очень много! из которых два - летучие мышки), а сухие гуровые ванночки с водой - просто сказка - внутри с множеством кристаллов. В этих местах мы особо бережно передаем трансы, которые уже начали превращаться пока в грязные трансы (позже они станут похожи на обычные глиняные глыбы, трудно различимые от самой пещеры). Еще очень запомнился Щебеночный меандр, который Камнееды расширяли 3 года. А за ним еще меандр. В некоторых местах даже горку из трансов негде было устраивать... а еще мы начали их пересчитывать, т.к. они стали очень похожи на рельеф пещеры :)

Добравшись до Мамутовского озера, Илья сказал, что это все был входной меандр:) Прикольненько, часа 4 мы уже входим и входим:)

Через озеро Камнееды заблаговременно протянули троллей для транспортировки мешков и перила.

Не смотря на увеличившиеся объемы, мы продолжаем перемещать трансы цепочкой до самого ПБЛа. Вся заброска заняла у нас 5 часов (хотя были и данные, что 7 часов). До конца дня мы занимались обустройством нашего места жительства и всякими бытовыми вопросами.  Стоит отметить, что в бытовые вопросы совсем не входила чистка комбезов и сапогов. Просто это было бесполезно. Даже такая мелочь, как поход в туалет за перегиб зала, оставляла на сапогах по несколько килограммов глины, а транспортные мешки мы различали по внутреннему содержимому, потому что все, что мы так старательно подписывали маркером на поверхности, было скыто нестираемым слоем глины.

Утром (о том, что это было таки утро, мы узали по часам), как в обычном походе, очень не хотелось вылазить из спальника. А, поскольку мы находились непосредственно рядом с местом нашей работы, то подъем был очень неспешным. После завтрака мы распределились, кто куда идет снимать. Забавно, но еще вчера у меня было желание снимать зал, где мы жили, и так оно и получилось - Паша, Рома и я начинали съемку зала им.50-летия Севастопольской спелеологии. Остальные разбрелись по другим участкам.

В первый день мы отсняли зал им.50-летия Севастопольской спелеологии (шикарный и очень огромный, покрытый толстым слоем глины) и немного следующего из него хода.

Следующий за залом ход оказался очень красивым - извивающийся змеей просторный меандр, с красивыми натеками в виде кораллов - черно-белые корралиты - такой красоты я еще не видела.

На следующий день Ромка (не сильный любитель скучной топосъемки) отправился с Серегой на поверхость заряжать аккумы, а мы с Пашей вдвоем пошли продолжать нашу съемку. Затем к нам еще Света присоединилась, благодаря которой сделаны эти фотки, на которых я с умным видом заполняю пикетажку. Наш змеевидный меандр продолжался и, практически, каждый его поворот значительно отличался от предыдущего. Очень впечатлило место "Молочный шоколад" - глиняная поверхность, напоминающая волны песка в пустыне цвета молочного шоколада. А за очередным поворотом полная противоположность - чистый без глины извилистый меандр, который я для себя назвала "Коралловый меандр", усыпанный множеством корралитов. А затем снова глина и причудливая натечка свисающая сверху.

На третий день съемки мы оставили себе пододелывать хвосты, сделать обрисовку ходов и по возможности отснять правое ответвление. Светка снова пошла с нами.

Правое ответвление оказалось тоже меандром, но на много уже и ниже нашего хода. Забавное ощущение у меня было в этом месте: казалось, что я ощущаю, как там двигается вода, как буд-то она была здесь недавно или скоро будет, чувствуется дыхание воды... значит это место живое и оно продолжает развиваться.

Вечером, в дружной обстановке, мы отметили нашу экспедицию, а потом еще долго ржали перед сном, никак не могли угомониться - так бывает, когда надо очень рано вставать :) , а мы собирались встать в 5 утра, чтобы упаковать все вещи, собрать ПБЛ и выдвигаться на поверхность.

Выброска заняла 5 с половиной часов - бесконечные цепочки, но уже в обратном направлении. Поверхность встретила нас солнечной ноябрьской погодой, а наш внешний вид тут же слился с окружающим рельефом:). Все довольные и счастливые - экспедиция прошла успешно, что и заметно на фото:).

А далее нам привезли пиво и мы пошли отстирываться на ближайшее озеро.